Психотерапевт

Психотерапевт – это врач-психиатр, который прошел курс повышения квалификации по психотерапии. Он занимается лечебным воздействием на психику с помощью беседы, анализа, самогипноза и различных вспомогательных техник (телесная и арт-терапия). Как правило, к психотерапевту обращаются люди с различными психологическими проблемами. Чаще всего это: внутренние и внешние эмоциональные, социальные, личностные конфликты, реабилитация больных с серьёзными заболеваниями, терапия функциональных расстройств, которые негативно влияют на жизнь, работу, отношения и творчество.

Психотерапевт также имеет медицинское образование, однако, помимо устного воздействия на человека, он в праве назначать и медикаментозное лечение. Но необходимо повторить, что все люди, которые проходят лечение у психотерапевта не имеют тяжелой патологи психики. И чаще имеющиеся расстройства носят функциональный характер.

ЧЕМ КОНКРЕТНО ЗАНИМАЕТСЯ ПСИХОТЕРАПЕВТ

Указанный специалист работает с пограничными состояниями личности, расстройствами восприятия и поведения. В сферу его компетенции входит, в первую очередь, диагностика состояния клиента, выяснение проявлений и симптомов, которые привели человека к доктору, а также установление причин возникновения этих пугающих симптомов. После того, как идентификация “врага” завершена, и психотерапевт может озвучить диагноз, он принимает решение о возможности и целесообразности прохождения клиентом лечения именно в виде психотерапии, а в некоторых случаях перенаправляет своего клиента к психиатру или медикам, специализирующимся на иных видах заболеваний, например, онкологам, кардиологам или неврологам. Психотерапевт назначает не только лечебную терапию, но и меры реабилитационного характера в случае их необходимости.

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ДОКТОРУ

Внезапное или постоянное ощущение психологического дискомфорта часто говорит о нарушениях психической деятельности. Эти проявления являются тревожными “звоночками”, на которые сразу обратит внимание медик-психотерапевт. Наиболее часто встречаются: затяжное ощущение безразличия к людям, происшествиям, окружающему миру, состояние апатии; периодические истерики и приступы паники, страха, фобий; чувство тяги к алкоголю, никотину, другим психоактивным веществам; повышенная тревожность, раздражительность, плаксивость; депрессивные состояния; наличие вредных привычек, расстройств поведения (например, переедание или булимия). При появлении перечисленных состояний или симптомов имеет смысл обратиться за врачебной помощью к специалисту-психотерапевту.

Основной задачей психотерапии является последовательное достижение четырёх этапов лечения: понимания, снятия напряжения, эмоциональной разрядки и совладания с ситуацией. Благодаря разнообразным уловкам и приёмам, врач-психотерапевт помогает своему клиенту не просто побороть неприятные чувства, эмоции, ощущения, синдромы, но и понять, что именно стало причиной их появления, и как дальше с этим жить, чтобы в дальнейшем не возникали аналогичные проблемы. Психотерапевт проникает в самое сокровенное – в психику и сознание человека, поэтому требования к этому специалисту очень высоки. Тем, кто хочет получить право осуществлять психотерапевтическую деятельность, необходимо: получить высшее медицинское образование; отработать определённое количество лет в медицинской практике; получить соответствующую медицинскую подготовку, включающую в себя прохождение индивидуальных супервизий; защитить научную работу в виде диплома или диссертации, в которой описан конкретный случай психотерапии. Общий срок обучения и подготовки будущего психотерапевта может составлять 3-7 лет. Кроме того, важную роль играют и личные качества специалиста: честность, способность к эмпатии, внимательность, хорошая память и широкий кругозор, способность к самообучению и саморазвитию. Психотерапевтов нередко путают с психологами и психиатрами. Однако у каждого из этих специалистов собственная сфера ответственности, и если с психиатрами она частично пересекается, (психиатр и психоаналитик являются врачами с соответствующими полномочиями, которые иногда могут совпадать), то психолог относится к учёным-гуманитариям, и не может осуществлять диагностику заболеваний или назначать их лечение.